Для того чтобы наш родной язык стабильно развивался в нашей стране, язык воспитания и общения в семье должен быть казахским. Ребенок, который растет в семье, владеющей казахским языком и применяющей казахский язык в своей повседеневной жизни, с возрастом не забудет свой родной язык. Я всегда цитирую слова Бауыржана Момышулы своим слушателям. «Если ребенок не уважает в семье своего отца, мать, не уважает своих братьев и сестер, то вырастая он не будет любить свою Родину, свой родной язык. Любовь к Родине, к родному языку взрастит только тот ребенок, который дорожит своими родителями. Дети, которые растут в семье, с высоким чувством ценности любви и уважения к родителям, где царит тепло и взаимопонимание, в будущем становятся настоящими патриотоми своей страны». Казахский язык - это язык, обогащенный духовными ценностями. В целом, язык всегда сопряжен с понятием нации. Но, к сожалению, ни для кого не секрет, что в нашем обществе духовные ценности большинства управленческой элиты, их язык общения функционируют только в рамках русского языка. В связи с чем, в государственных учреждениях сфера функционирования и применения казахского языка имеет узкие границы. Но вера и уверенность в том, что посредством реализации Концепции развития языковой политики в Республике Казахстан на 2023-2029 годы этот пробел будет восполнен. В целях реализации указанной концепции, имеющей решающее значение для будущего развития государственного языка, каждое государственное учреждение обязано руководствоваться концепцией и применять казахский язык в своей работе и в составлении планов мероприятий. При этом, в формате современных реалий, не следует забывать и про необходимость осуществления цифровизации государственного языка. Так как, общество меняется ежедневно, и каждый день запускаются новые технологии. Для того, чтобы казахский язык развивался в ногу со временем и соответствовал требованиям новых технологий, повторюсь, его в обязательном порядке необходимо оцифровать. Национальный научно-практический центр «Тіл-Қазына» имени Шайсултана Шаяхметова проводит семинары о цифровизации государственного языка, специфике использования искусственного интеллекта в его развитии. Работа в этом направлении ведется и в Институте языкознания имени Ахмета Байтурсынова. Я при проведении своих занятий в совершенстовании навыков письма всегда использую инструменты искусственного интеллекта. Для расширения сферы функционирования государственного языка, я всегда говорю гражданам казахской национальности, что необходимо искать нужную информацию в Гугле, спрашивать погоду у Алисы на казахском языке, при получении денег в терминале выбирать услуги на государственном языке, смотреть фильмы, стараться писать в социальных сетях грамотные и безошибочные комментарии на казахском языке, говорить с людьми казахской национальности на казахском языке. Всегда прошу читать средства массовой информации также на казахском языке.
В качестве преподавателя какие методы вы используете в процессе обучения государственному языку слушателей с высоким уровнем владения государственным языком?
Я преподаю государственный язык в Восточно-Казахстанском лингвистическом центре. Мои слушатели владеют государственным языком на разных уровнях. В процессе обучения слушателей уровня В1 я стараюсь давать больше ситуационных заданий. В текущем учебном году в ходе занятий были проведены круглые столы по государственному языку, чтению книг на государственном языке, была организована площадка для предоставления ответов на вопросы, подготовлен информационный стенд и проведены конференц-классы с участием сотрудников нескольких учреждений. Слушатели с интересом участвуют в подобных уроках. Для этого, преподаватель должен быть в постоянном поиске и искать разные пути и методы обучения. В своей преподавательской практике я заметила, что в занятиях, проводимых в современном формате в форме интеллектуальной игры, таких как «Асыл қазына», «1 минута» «Ouiz», слушатели принимают активное участие. В текущем учебном году я старалась чаще проводить занятия в формате ТедХ. Так как, на таких уроках указанного формата, говорящий, прежде всего, учится говорить публично, заранее обобщая свои мысли и высказывания. При проведении занятий для слушателей уровня C1, я часто использую занятия формата в качестве открытой площадки для обсуждения отрывков из фильмов, оценки действий персонажей, описания характеров героев фильмов. Стараюсь применять вот такие новые технологические методы в процессе обучения государственному языку.
Расскажите о процессе развития государственного языка и о том, какие у нас есть возможности для расширения сферы функционирования государственного языка в целом?
Просмотров: 53