«Трехъязычие - веление времени»

Previous Next

«Трехъязычие - веление времени»

Скакова Дина Абдолдаевна - преподаватель английского языка Восточно - Казахстанского лингвистического центра. Родилась 18 июля 1956 года в селе Чернова Катон-Карагайского района.

Сегодня одним из важных вопросов является владение языками как обществом в целом, так и человеком в отдельности. С одной стороны, то, что каждая нация говорит на своем родном языке, широко использует его в общественных отношениях и даже становится значимым в политической сфере - это уместно и правильно.

Также известно, что сохранение национальной идентичности каждой нации напрямую связано с функционированием его родного языка. Я родилась и выросла в семье, в которой выского ценился и широко использовался казахский язык. Но, ни для кого не секрет, что в годы Советского Союза большинство школ были русскоязычными. Наша семья жила в селе Урыль Катон-Карагайского района, где, львиную долю жителей, составляли люди русской национальности и тип средней школы был смешанным, занятия в которой проходили на русском и на казахском языках. Я, как и большинство детей, училась в русскоязычной школе, иностранный язык в то время был редкостью, занятия проводились изредка. Учительница Загайнова Александра Никитична преподавала немецкий язык классу, в котором училась я. Именно она заметила мою большую заинтересованность и рвение в изучении языка и всегда хвалила меня за это и поддерживала. Мои одноклассники иногда называли меня «немкой».

Я думаю, что именно это закрепленное за мной прозвище «немка» в дальнейшем, в 1973-1977 годы при поступлении в высшее учебное заведение и стало толчком для выбора мной профессии преподавателя английского языка.

Мои родители проявляли большое внимание образованию своих детей. Мой покойный отец был ветераном ВОВ, человеком, много повидавшим на своем веку и почерпнувшим из жизни много мудрости. Даже имея только среднее образование он был очень рад моему выбору профессии и сказанные им мудрые слова «Дитя мое, посвятить себя изучению английского языка -теперь будет самым верным решением» - тогда тоже повлияли на мою уверенность в выборе специальности. Отец также говорил «В будущем для всего мира английский язык станет особенным». И эти пророческие слова он сказал еще в те 1960-1970-ые годы в глубинке далеком селе! И я до сих пор удивляюсь дальновидности своего отца!

Ровно 50 лет назад, окончив школу в 1973 году, я поступила в Усть-Каменогорский педагогический институт по специальности учитель английского языка филологического факультета, в дальнейшем начала свою трудовую деятельность в Черновинской средней школе Катон-Карагайского района. С тех пор вот уже 45 лет я служу деятельности по личностному и духовному развитию учеников. В настоящее время обучаю английскому языку взрослое население и государственных служащих в Восточно-Казахстанском областном лингвистическом центре. Если исходить из того, что трехъязычие - это веление времени: залог конкурентоспособности нации, то основной деятельностью центра является обучение служащих государственных учреждений области, организаций, оказывающих государственные услуги, а также, жителей области государственному и английскому языкам.

После окончания учебного курса слушатели сдают итоговый тест, по результатам которого им вручаются сертификаты и свидетельства. Для слушателей учебные курсы ведутся по четырем уровням А1, А2, В1, В2.

В целях оказания помощи для скорейшего овладения государственным языком слушателями из взрослого населения преподаватели используют специальные мотивационные методы для развития языковых навыков, в том числе, навыков речи, чтения, письма и аудирования. При обучении взрослых государственному языку, прежде всего, проводится работа по обогащению словарного запаса по различным темам. Также, занятия проводятся в форме вопросов и ответов, бесед, на основе аудиовизуальных методик, использования наглядных пособий и материалов и др. В процессе обучения используются активно развивающиеся онлайн-платформы и веб-приложения (Zoom, Padlet, Quizizz, Google Jamboard, Google Forms, Google Meet, Kahoot!, ThingLink, Quizlet, Mentimeter, FlippingBook, OnlineТestPad). Для повышения квалификации сотрудников в центре проводятся научно-практические семинары, учебные курсы, вебинары, тренинги и конференции по методике преподавания языков взрослому населению. Кроме того, преподаватели выпускают авторские методические пособия, в том числе, сборники разговорников, диктантов и изложений по различным отраслям, сборники текстов и заданий для взрослых слушателей, разработанные в тестовой форме и др

Тем не менее, из своего многолетнего опыта преподавания мне хотелось бы сказать: каждый ребенок должен расти, зная и впитывая с молоком матери свой родной язык. Его мышление, привыкшеее думать и умение правильно говорить на родном языке поможет ребенку в дальнейшем легко осваивать и другие языки, открывая ему большие пути и горизонты для совершенствования и личностного роста. Потому-что, словарный запас и языковая формула ничем не отличаются от математического запаса и формулы, их логический порядок един.

 

На сегодняшний день возникают неуместные споры о том, что нужно хорошо знать лишь только свой родной язык или что необходимо выучить английский. Мое мнение – это неправильно, молодежь должна изучать и знать не один или два, а несколько языков, сейчас в современном мире это может стать большой возможностью! Если брать в пример меня, то для меня знание наряду со своим родным языком, еще и русского, немецкого, английского языков, сыграло большую роль в моей жизни. Казахи – быстро адаптирующийся и лекго обучаемый народ, это проявляется и в изучении языков. Таких народов, так умело и всесторонне, владеющих русским языком как казахи, вероятнее не найти в других странах ТМД. Так обстоит и с английским языком, для молодежи выучить другие языки будет легко. Еще раз повторюсь, для того, чтобы умело изучать другие языки, необходимо сызмальства знать и уметь правильно говорить и думать на своем родном языке. Я придерживаюсь мнения, что люди, знающие несколько языков обладают богатым внутренним миром, высокой культурой и многозадачным мышлением. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что владение языками – это формирование надежного будущего. Изучая языки других стран, можно открыть любые возможности и сотворить свое светлое завтра!